Страничка логопеда

 

Важность пальчиковых упражнений для ребёнка

Проследим влияние пальчиковых движений на развитие ребёнка.

Ребёнку 1-2 года.
Помните: ум ребенка на кончиках его пальцев.
Малыш сначала обследует предметы, узнаёт, какие они на ощупь, что с ними нужно делать, и только потом запоминает, как эти предметы называются. Здесь прослеживается связь пальчиковых движений с развитием речи, накоплением словарного запаса.
Обследуйте предметы вместе с малышом (смотрите, трогайте, слушайте, нюхайте, пробуйте на вкус), рассказывайте и спрашивайте обо всем, чем интересовались, и речевое развитие ребенка пойдет быстрее.

Ребёнку 2-5 лет.
При выполнении упражнений для мелкой моторики малыш учится делать четкие, координированные движения пальчиками, вырабатывается умение ими управлять, произвольно изменять их положение. Пальчики, как и язычок, — это маленькие части тела. Точные движения ими выполнять труднее, чем, например, руками, ногами. Правильная работа язычка и пальчиков зависят друг от друга, так как двигательная зона в коре головного мозга находится рядом с речедвигательной; центры, отвечающие за моторику язычка и пальчиков, занимают наибольшее место по сравнению с другими моторными центрами, они взаимосвязаны.
Научившись управлять своими пальчиками, ребёнку проще владеть язычком, ставить его в нужное положение при произнесении звуков. Итак, пальчиковая гимнастика – одно из важных условий воспитания правильного произношения. Развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата связаны – при выполнении движений пальчиками стимулируются нервные окончания, которые передают сигналы в головной мозг, в его моторный центр, что способствует активизации движений речевого аппарата. Также сопровождение упражнений речью способствует тренировке в произношении.
Ребёнку 5-7 лет.
Развитие мелкой моторики подготавливает руку ребёнка к письму. Человек должен писать красиво, аккуратно. Хорошо писать помогают точные, правильные движения кисти, пальцев рук. Ребёнка надо учить их выполнять. Если есть нарушения мелкой моторики (малыш не может застегивать пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не получаются аппликации, силуэты в рисунках угловатые, корявые), то и буквы будут выглядеть неаккуратно.
Таким образом, пальчиковые упражнения – главная предпосылка красивого письма.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

На логопедические занятия отбираются дети старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.
Занятия логопеда с такими детьми проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено – 20 человек на год (с ФФНР и ФНР). В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети 4-5 лет.
Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения.
В случае отказа родителей от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие , состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.