Мини-музей «Горница — Узорница»

Создано: 23.11.2017, обновлено: 04.03.2021

Публикации в газете 

Воспитанники Холмогорского детского сада «Домовенок»

разгадывали «Загадки археологов» в Шарыповском районе.

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству — это источник любви к Родине. В Холмогорском детском саду «Домовенок» 25 февраля хранительница музея, Людмила Ильинична Белоусова, провела мероприятие «Загадки археолога»  посвященное 80-летию Шарыповского муниципального округа.

Наши воспитанники перенеслись на гору Каратаг, где познакомились с древнейшими наскальными изображениями (писаницы) диких животных, которым поклонялись  древние племена. Ученые говорят, что там, где есть наскальные изображения – это особо почитаемые места — святилища.

Михайлова Полина, поведала детям легенду, об удивительной статуе, каменном изваяние женщины из красного песчаника — Дева Тигер Тас Обаа, которая находится на берегу Малого озера Шарыповского района.

По окончанию экскурсии ребята решили сделать нашей родной земле подарок, нарисовать рисунок, в котором рассказали, как красива наша Шарыповская земля, какие удивительные цветы на ней растут, как ярко светит для нас солнце. Для этого Людмила Ильинична познакомила детей с интересной техникой «Граттаж», когда изображение наносится выцарапыванием на бумаге или доске, которая сначала покрывается воском. Это позволяет делать штрихи четкими и красивыми. Для выцарапывания обычно используются разные предметы с острым концом. Как правило, это гусиные перья, палочки из дерева и перьевые ручки. Вот и наши воспитанники пробовали выцарапывать на «камнях» изображения для потомков деревянными палочками. Кто-то рисовал цветы, кто-то озера, а кто-то людей, которые живут в нашем районе.

Есть на земле много уникальных заповедных мест. Одним из них является Шарыповский район, богатый древними историческими местами, памятниками прошлого и настоящего. Но самым ценным богатством земли Шарыповской являются люди. Мы верим, что когда наши воспитанники вырастут большими и сильными, то будут всегда любить наш Шарыповский район, этот милый сердцу уголок.

В статье использованы материалы  из сборника «Чаша достоверности».

«Капустные посиделки» в детском саду «Домовенок»

В старые времена был такой обычай у русских людей, как только заканчивались полевые работы, и был собран урожай, коротали осенние вечера, вместе устраивали «капустные вечёрки». Капустные вечёрки — самый веселый праздник, который отмечали наши предки славяне. Корни этого праздника уходят далеко в древность. В этот день хозяйки приглашали на «капустные вечёрки» — помочь нарубить капусту на зиму. А после трудов устраивали дружеские посиделки с хороводами, шутками и песнями. Вот и в детском саду «Домовенок» все огородные хлопоты позади — убрали последний овощ.

И хозяюшка мини-музея «Горница -Узорница» Людмила Ильинична Белоусова  устроила детям средней группы «Космики» «капустные посиделки». На дворе слякоть и холодно, а в группе у ребят царит теплая, доброжелательная атмосфера. Малыши восхваляли главную героиню мероприятия — капусту,   играли  в народные игры и водили хоровод «Вейся, капуста, завивайся!». Хозяйка рассказала ребятам, как раньше женщины и девушки собирались все вместе дружно на «капустные вечерки» — и показала малышам, как на Руси солили капусту. Под руководством Людмилы Ильиничны маленькие «хозяюшки» организовали засолку  капусты: шинковали капусту, терли на терке морковку, а затем засыпали заготовки солью. Ну и конечно же воспитанники с большим удовольствием продегустировали  вкусную, хрустящую, а главное полезную  капусту.

Путешествие в историю предметов!

У каждой вещи есть своя история. Часто ли мы задумываемся о происхождении предметов, которые нас окружают? Мы просто ими   пользуемся.

Хозяюшка «избы» и ее помощник «Домовенок» 20 марта провели экскурсию для детей группы «Фиксики» в мини-музее «Горница-узорница» и поведали о быте и основных занятиях русских людей, познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, чугунок, ухват, кочерга, коромысло и т.д.)).

Дети увлеченно слушали и рассматривали экспонаты и остались очень довольны экскурсией. Уходя домой, с удовольствием делились своими впечатлениями  об увиденном в музее.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей, поскольку без прошлого нет и будущего. Дети получили яркие впечатления, которые останутся с ними на всю жизнь.

Музей «Горница — узорница в детском саду»

В нашем саду год назад появился  мини-музей «Горница-Узорница», в котором дети знакомятся с народной культурой, самобытностью русского народа. А создала его Людмила Илинична Белоусова, человек увлечённый фольклором, и знающий о нём многое. Музей живой – он постоянно пополняется экспонатами, дети   играют с экспонатами, познают новое.
Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугунок, прялка,  и т.д.), является чрезвычайно эффективным для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для детей открывается возможность первого проникновения в историю быта родного города, края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Задачи:
— создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
— познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
— познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

— развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в музее;
— воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;
— привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Формы и методы работы:

  • экскурсии;
  • дидактические игры;
  • викторины;
  • художественные мастерские;
  • презентации;
  • беседы;
  • праздники, развлечения, досуги.