Мини-музей «Горница — Узорница»

Создано: 23.11.2017, обновлено: 25.08.2021

«Яблочный спас»

24 августа в  Холмогорском детском саду «Домовенок» прошло  развлечение «Яблочный спас», где Хозяюшка мини-музея «Горница — узорница» (Людмила Ильинична Белоусова) продолжила практику знакомства воспитанников  с народными традициями и  праздниками.

В гости к ребятам приходил сам месяц Август  (Марина Станиславовна Токарева)с Яблонькой (Татьяна Владимировна Тырышкина). Август рассказал про историю праздника, а Яблонька поведала о приметах, связанных с этим днем. Ребята узнали, что в старину свежие яблоки можно было есть только после этого праздника.

Дети читали стихи, водили хоровод, отгадывали загадки посвященные празднику «Яблочный спас». Активно принимали участие в конкурсах и эстафетах: «Яблочко по кругу», «Яблочко для Славочки», «Перенеси яблочко».

В завершении праздника дети угощались яблочками. Ведь недаром в народе говорят «Яблочный спас- яблок припас».

Это очень красивые, добрые, «вкусные» праздники. Они помогают воспитывать в детях стремление  к доброй жизни, желание подражать добрым образам, формируют живой интерес к традициям отечественной культуры, учат заботиться о ближних, оказывать им.

18 мая — международный день музеев!

Ежегодно 18 мая мир отмечает один из самых важных и любимых праздников – Международный день музеев.

В этот день, музей Холмогорского детского сада «Домовенок»  «Горница-Узорница», открыл  дверь для своих воспитанников. Музей для ребенка — это маленькая дверь в большой мир. Экспонаты музея всегда притягивают пытливые глаза детей, их образы надолго запоминаются юным любознайкам. Чтобы узнать, понять и увидеть быт и традиции предков, окунуться в мир старинных вещей ребята совершили интересное и познавательное путешествие «Предметы глубокой старины жителей Шарыповского района». А наша радушная «Хозяюшка» (Л.И.Белоусова) познакомила детей с предметами русского быта, которыми пользовались наши бабушки и дедушки.

Воспитанники с удовольствием слушали рассказы «Хозяюшки», с любопытством рассматривали экспонаты и задавали вопросы. Коллекция экспозиций нашего музея содержит разнообразный наглядный и практический материал: русская печка, деревянные лавки, стол, самовар, посуда, утварь; изделия народных промыслов; прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца; лоскутные одеяла, половики, куклы. Все это богатство  собрали  родители наших воспитанников.

Дети чувствуют свою причастность к мини-музею, у них появляется интерес, они с гордостью показывают принесённые из дома экспонаты и рассказывают о них. Также экспонаты музея востребованы при организации народных праздников и развлечений.

Музей — это целый мир! И если только мы сумеем помочь ребенку разгадать, одухотворить и полюбить его, музей способен стать умным наставником взрослеющего человека.

«Лапоть, лапоть, лапоток! Познакомься с ним, дружок!»

Лапти самая древняя обувь. Их носили с незапамятных времен вплоть до середины XX. Сегодня лапти можно причислить к вещам ушедшего века. Дети нашей группы 19 января посетили мини- музей  «Горница -Узорница», в котором Хозяюшка вместе с Домовенком  познакомили детей с предметом рукотворного мира – лаптями; особенностями их изготовления и применения. Дети не только узнали много интересного о лаптях, но и смогли примерить их! Хорошая, удобная эта обувь – лапти. Недаром так мила она была русскому народу. А напоследок Домовенок показал детям русскую народную сказку «Чудесные лапоточки».

Любите народную культуру и сохраняйте традиции родного края!

Кукольный спектакль- сказка «Приключения на Масленицу» для самых маленьких

Огромную, ни с чем несравнимую, радость доставляет детям кукольный театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное представление. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию — сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом.

15.03.2021 г. в Холмогорском ДС «Домовенок» прошло развлечение «Праздник Масленицы» для младших групп. Наши педагоги приготовили для ребят чудесный праздник, показали кукольный спектакль «Приключения на Масленицу». Ребята во время представления активно помогали сказочным героям: дедушке – носили дрова,  бабушке – подавали ведра, Собаке, Мышке, Петушку и Котику давали советы, как им поступить, если они совершили плохой поступок. Дети играли в игру «Хорошие и плохие поступки», рассуждали, о том, когда бывает стыдно. А еще ребята узнали, что главное  на Масленицу — от всей души прощения попросить, если кого-то обидел. А закончился утренник традиционным праздничным угощением: блинами с маслицем. Надеемся, что светлое впечатление от праздника останется в памяти ребенка на всю жизнь.

Публикации в газете 

Воспитанники Холмогорского детского сада «Домовенок»

разгадывали «Загадки археологов» в Шарыповском районе.

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству — это источник любви к Родине. В Холмогорском детском саду «Домовенок» 25 февраля хранительница музея, Людмила Ильинична Белоусова, провела мероприятие «Загадки археолога»  посвященное 80-летию Шарыповского муниципального округа.

Наши воспитанники перенеслись на гору Каратаг, где познакомились с древнейшими наскальными изображениями (писаницы) диких животных, которым поклонялись  древние племена. Ученые говорят, что там, где есть наскальные изображения – это особо почитаемые места — святилища.

Михайлова Полина, поведала детям легенду, об удивительной статуе, каменном изваяние женщины из красного песчаника — Дева Тигер Тас Обаа, которая находится на берегу Малого озера Шарыповского района.

По окончанию экскурсии ребята решили сделать нашей родной земле подарок, нарисовать рисунок, в котором рассказали, как красива наша Шарыповская земля, какие удивительные цветы на ней растут, как ярко светит для нас солнце. Для этого Людмила Ильинична познакомила детей с интересной техникой «Граттаж», когда изображение наносится выцарапыванием на бумаге или доске, которая сначала покрывается воском. Это позволяет делать штрихи четкими и красивыми. Для выцарапывания обычно используются разные предметы с острым концом. Как правило, это гусиные перья, палочки из дерева и перьевые ручки. Вот и наши воспитанники пробовали выцарапывать на «камнях» изображения для потомков деревянными палочками. Кто-то рисовал цветы, кто-то озера, а кто-то людей, которые живут в нашем районе.

Есть на земле много уникальных заповедных мест. Одним из них является Шарыповский район, богатый древними историческими местами, памятниками прошлого и настоящего. Но самым ценным богатством земли Шарыповской являются люди. Мы верим, что когда наши воспитанники вырастут большими и сильными, то будут всегда любить наш Шарыповский район, этот милый сердцу уголок.

В статье использованы материалы  из сборника «Чаша достоверности».

«Капустные посиделки» в детском саду «Домовенок»

В старые времена был такой обычай у русских людей, как только заканчивались полевые работы, и был собран урожай, коротали осенние вечера, вместе устраивали «капустные вечёрки». Капустные вечёрки — самый веселый праздник, который отмечали наши предки славяне. Корни этого праздника уходят далеко в древность. В этот день хозяйки приглашали на «капустные вечёрки» — помочь нарубить капусту на зиму. А после трудов устраивали дружеские посиделки с хороводами, шутками и песнями. Вот и в детском саду «Домовенок» все огородные хлопоты позади — убрали последний овощ.

И хозяюшка мини-музея «Горница -Узорница» Людмила Ильинична Белоусова  устроила детям средней группы «Космики» «капустные посиделки». На дворе слякоть и холодно, а в группе у ребят царит теплая, доброжелательная атмосфера. Малыши восхваляли главную героиню мероприятия — капусту,   играли  в народные игры и водили хоровод «Вейся, капуста, завивайся!». Хозяйка рассказала ребятам, как раньше женщины и девушки собирались все вместе дружно на «капустные вечерки» — и показала малышам, как на Руси солили капусту. Под руководством Людмилы Ильиничны маленькие «хозяюшки» организовали засолку  капусты: шинковали капусту, терли на терке морковку, а затем засыпали заготовки солью. Ну и конечно же воспитанники с большим удовольствием продегустировали  вкусную, хрустящую, а главное полезную  капусту.

Путешествие в историю предметов!

У каждой вещи есть своя история. Часто ли мы задумываемся о происхождении предметов, которые нас окружают? Мы просто ими   пользуемся.

Хозяюшка «избы» и ее помощник «Домовенок» 20 марта провели экскурсию для детей группы «Фиксики» в мини-музее «Горница-узорница» и поведали о быте и основных занятиях русских людей, познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, чугунок, ухват, кочерга, коромысло и т.д.)).

Дети увлеченно слушали и рассматривали экспонаты и остались очень довольны экскурсией. Уходя домой, с удовольствием делились своими впечатлениями  об увиденном в музее.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей, поскольку без прошлого нет и будущего. Дети получили яркие впечатления, которые останутся с ними на всю жизнь.

Музей «Горница — узорница в детском саду»

В нашем саду год назад появился  мини-музей «Горница-Узорница», в котором дети знакомятся с народной культурой, самобытностью русского народа. А создала его Людмила Илинична Белоусова, человек увлечённый фольклором, и знающий о нём многое. Музей живой – он постоянно пополняется экспонатами, дети   играют с экспонатами, познают новое.
Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугунок, прялка,  и т.д.), является чрезвычайно эффективным для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для детей открывается возможность первого проникновения в историю быта родного города, края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Задачи:
— создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
— познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
— познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

— развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в музее;
— воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;
— привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Формы и методы работы:

  • экскурсии;
  • дидактические игры;
  • викторины;
  • художественные мастерские;
  • презентации;
  • беседы;
  • праздники, развлечения, досуги.