Родителям на заметку

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…

Что необходимо делать, чтобы маленький человек стал ответственным?

  1. Ребенок должен себя ощущать полноценным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нем. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий: «Помоги мне накрыть стол к чаю», «Как ты думаешь, какие тарелки мне лучше поставить?», «Эту обувь мы помоем вместе…» Посильное дело для малыша всегда найдется.
  2. Не надо торопить, позвольте ребенку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача – убедить, что он растет, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)
  3. Вместо того, чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или некорректный поступок), сделайте так, чтобы ребенок на собственном опыте узнал, к каким результатам приводит безответственность. Не купил хлеба – пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки – они остались мокрые, и мы не пойдем гулять.
  1. Но поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если он не выполнит, подведет и себя, и других. Не надо, жалея ребенка, брать всю ответственность на себя.
  2. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы – «напоминалки». Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.
  3. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребенком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные задания, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, что он слишком маленький.
  1. Когда ребенок не справился с работой или повел себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него все получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями. Мы часто критикуем за ошибки, а к тому, что человек делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который малыш принес из детсада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестренкой, как старательно укачивал ее в колясочке. Так называемая обратная связь очень важна для малыша!

Трудно вырабатывать ответственность у ребенка, если:

 Вы постоянно требуете больше того, что ребенок способен сделать, — это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, малыш пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую вы поручаете ему, или, поблагодарив за уже сделанное, отпустить играть. Вы можете поручить навести порядок в своем уголке (или своей комнате), но учитывайте, что «порядок» в понятии взрослого – это одно, а у детей – совсем другое. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты – это тоже порядок;

 Вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.

 Забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать,

хвалить);

 Никогда не советуетесь с ребенком. Не надо думать, что «он такое насоветует!»

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как все настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.